Таинство Венчания

Брак есть одно из семи христианских таинств, которое ведет свое начало от времен ветхозаветных. Согласно (Быт.2:18), целью брака является не столько деторождение, сколько духовно-телесное единство, взаимодополнение, взаимопомощь. Заповедь «плодитесь и размножайтесь» относится и к человеку, и к другим живым существам (Быт.1:22, 28), но только человеку заповедано составить в любви «одну плоть» (Быт.2:24).

О высоком значении брака свидетельствует то, что в Библии брачный союз символизирует отношение Бога к народу, Христа к Церкви (Ос.1–14; Еф.5:22). Христос Спаситель подтверждает святость брака, установленную в Ветхом Завете (Мф.19:3).

В идеале христианский брак нерасторжим; расторжение его стало возможным лишь как уступка «жестокосердию» людей (Мф.5:31–32, 19:3–12).

О церковном благословении брака впервые говорит сщмч. Игнатий Антиохийский († 107 г.). В древней Церкви форма таинства сводилась к совместному причащению вступающих в брак, с 4 в. возникает обряд венчания, а в 10 в. складывается его чинопоследование.

Иногда мне случается слышать недоуменные вопросы о распадении венчанных браков. Но венчание — не сертификат на любовь, на счастливую и безоблачную семейную жизнь. Так же, как Крещение — не пропуск в Царствие Небесное. Но подобно тому как «Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12), так и земной рай — семья — даётся только беспрерывным усилием, ежедневным трудом.  
свящ. Сергий Николаев

Брак — это не союз двух людей. Это союз трёх: муж, жена и рядом с ними Христос.

«Брак у всех да будет честен и ложе непорочно» (Евр. 13:4).

 

 

Таинство Брака не совершается:

по вторникам, четвергам (накануне постных дней – среды и пятницы) и в субботу (накануне малой Пасхи – дня воскресного);

в Пасху, накануне двунадесятых и великих праздников. Венчание в дни двунадесятых праздников не запрещено, но нежелательно. День общего церковного великого праздника мы стремимся прожить вместе с Церковью, не заслоняя церковную радость своей малой личной радостью, личными нуждами;

накануне престольных храмовых праздников (в каждом храме они свои);

в Сырную седмицу, в продолжение Святок и Пасхальной (Светлой) седмицы. Венчание в предуготовительные к Великому посту недели и иные сплошные седмицы не запрещены, но нежелательны.

во время 4-х многодневных постов: Великого, Апостольского, Успенского и Рождественского;

в дни (и накануне) строгого однодневного поста: Усекновения главы Иоанна Предтечи – 11 сентября и Воздвижения Креста Господня – 27 сентября;

ночью.

Один из канонов византийского сборника «Алфавитная синтагма» Матфея Властаря (XIV в.) предписывает, что траур по почившим родственникам не является причиной для переноса заключения брака.

Исключения из этих правил могут быть сделаны только правящим архиереем. Если венчание уже совершено в день, когда это запрещено церковным Уставом, то это не делает таинство недействительным.

Таинству Брака должна предшествовать гражданская регистрация брака с целью юридического оформления ответственности вступающих в брак и проверки отсутствия препятствий к нему.